Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматная школа"
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур. Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.Программа занятий
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ГРУППЫ 6-7 ЛЕТ
|
Календарный учебный график
месяц |
Разделы |
Количество занятий в месяц |
Длительность занятий в минутах |
Часов в месяц |
6-7 лет |
||||
Модуль 1: Шахматная доска |
36 |
|||
Сентябрь |
Тема 1.1 В стране шахматного королевства» |
1 |
30 мин. |
30 мин |
Сентябрь |
Тема 1.2«Волшебная доска» |
3 |
30 мин. |
1ч.30мин |
Октябрь |
Тема 1.3 Элементы шахматной доски. Аннотация. |
4 |
30 мин. |
2ч |
Модуль 2: Шахматные фигуры. Шахматные позиции |
||||
Ноябрь |
Тема 2.1 Начальное положение. Пешка. |
3 |
30мин |
1ч30мин |
Ноябрь Декабрь |
Тема 2.2 Ладья |
4 |
30 мин. |
2ч. |
Декабрь Январь |
Тема 2.3. Слон. Слон против ладьи. |
5 |
30 мин. |
2ч. 30мин |
Февраль |
Тема 2.4 Ферзь |
2 |
30 мин. |
1ч |
Февраль Март |
Тема2.5 Конь. Игровая практика |
4 |
30 мин. |
2ч |
Март |
Тема 2.6 Король. Шах. Мат. Пат |
6 |
30 мин. |
3ч |
Май |
Тема 2.7. Рокировка. Тактические приёмы |
4 |
30 мин. |
2ч |
Перспективное планирование.
Модуль |
Тема |
Содержание. |
6-7 лет |
||
Шахматная доска |
Тема 1.1 В стране шахматного королевства |
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с понятием «Шахматная игра». Шахматные мультики. Способствовать развития интереса к шахматам. Знакомство с известными шахматистами |
Тема 1.2 Шахматная доска |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Практическое занятие по теме «Шахматная доска». |
|
Тема 1.3 Элементы шахматной доски. Аннотация. |
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Аннотация. Мероприятие «Шахматная эстафета». |
|
Шахматные фигуры |
Тема 2.1 Пешка. Начальная позиция. |
Понятие «Начальное положение или начальная позиция». Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Практическое занятие по теме «Пешка». Мероприятие «Праздник пешки». |
Тема 2.2 Ладья |
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки». Мероприятие «Конкурс смекалистых». Практическое занятие по теме «Ладья». |
|
Тема 2.3 Слон |
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
|
Тема 2.4 Ферзь |
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
|
Тема 2.5 Конь |
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». |
|
Тема 2.6 Король. Шах.Мат |
Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия. Шах. Мат. Пат. «Вечный шах». Находить позиции в которых объявлен шах. Дидактические задания «Поставь мат в один ход» Дидактическая игра «Шах или не шах», «Поставь мат в два хода». |
|
Тема 2.7 Рокировка Тактические приемы |
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. Практическое занятие по теме «Рокировка». Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами». Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир с родителями», «Белая ладья». |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»