Дополнительная общеобразовательная программа "Речецветик"
Нарушение речи у детей дошкольного возраста частично или полностью препятствует речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов
Содержание программы дополнительного образования «Речевичок» по формированию правильного звукопроизношения условно можно разделить этапы:
I этап – диагностический. Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня речевого развития и развития психических процессов дошкольников.
II этап – подготовительный. Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
III этап –постановка звука. Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажѐнного звука (изолировано).
IV этап – автоматизация звука. Цель: закрепление навыка произношения поставленного звука.
V этап – дифференциация звуков. Цель: развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
VI этап – развитие связной выразительной речи. Цель: формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Очередность этапов определена последовательностью логопедического воздействия при нарушенном звукопроизношении и введении звуков в речь
Программа занятий
Учебный –тематический план. Для детей 4-5 лет
4-5 лет с усложнением курсивом.
Все занятия включают игры на развитие фонематического слуха, игры на мелкую моторику, психические процессы и пальчиковую и артикуляционную гимнастику.
Месяц/ неделя |
Тема |
Лексико-грамматический строй |
Связная речь |
Количество минут/часов |
Формы контроля |
|||||||
Всего |
Теоретическая |
Практическая |
||||||||||
1-2 неделя |
Осень. Признаки осени.
|
Активизация словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных. |
Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Составление предложений по картинкам. Пересказ рассказа «Осень» с опорой на графические схемы и сюжетные картинки. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Октябрь 3-4 неделя
|
Огород. Овощи.
|
Уточнение и активизация словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными. Употребление существительных во множественном числе. Расширение глагольного словаря. Образование и использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. |
Пересказ текста «Зайка в огороде» по наводящим вопросам и картинке. Составление рассказа «В огороде» с опорой на графические схемы и сюжетные картинки. Развитие диалогической речи в инсценировке «Кузовок» |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Ноябрь 1 неделя
|
Сад. Фрукты.
|
Формирование обобщающего понятия «фрукты»,активизация словаря признаков. Употребление существительных во множественном числе. Закрепление в речи предлогов «НА», «под». |
«Найди отличия» -составление сложно сочиненных предложений с союзом «А» Пересказ рассказа «В саду» с опорой на графические схемы, развитие диалогической речи. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Ноябрь 3 неделя |
Одежда.
|
Расширение словаря по теме. Образование имён существительных во множественном числе, существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. |
Обучение повторению рассказа об игрушке за логопедом .Развитие диалогической речи. «В ателье» Составление описательных рассказов по схеме . |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Ноябрь 4 неделя
|
Обувь.
|
Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «обувь».Образование имён существительных во множественном числе .Употребление существительных в родительном падеже. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. |
Беседа по сюжетной картинке «В раздевалке».Обучение повторению рассказа- описания одежды за логопедом. Составление описательных рассказов по схеме . |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Декабрь 1 неделя
|
Мебель.
|
Уточнение и расширение словаря по теме. Употребление существительных в родительном падеже со значением отсутствия. Образование и употребление предложно- падежных конструкций с простыми предлогами. |
Обучение составлению предложения по картинке с использованием предлогов. Пересказ рассказа «Аккуратный Митя» с опорой на графические схемы. Развитие диалогической речи. Обучение отгадыванию загадок о мебели. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Декабрь 2 неделя
|
Посуда.
|
Уточнение и расширение словаря по теме. Образование единственного и множественного числа глаголов настоящего времени .Согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода. |
Обучение повторению за логопедом рассказа- описания. Обучение отгадыванию загадок о посуде. Обучение составлению загадок о посуде по схеме. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Декабрь 3- 4 неделя
|
Новогодний праздник.
|
Уточнение и расширение словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Пересказ сказки про новый год по картинкам. Составление рассказа «Новый год» с опорой на графические схемы. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Январь 1-2 неделя |
Каникулы.
|
Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа. Различение и употребление простых предлогов. |
Беседа по картине «В зимнем парке». Составление рассказа «Зимние забавы» с опорой на графические схемы. Деление слов на слоги. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Январь 3 неделя |
Зима. Зимние забавы.
|
Уточнение и расширение словаря по теме. Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа. |
Беседа по картине «У кормушки». |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Январь 4 неделя
|
Зима. Зимующие птицы. |
Формирование обобщающего понятия «домашние птицы». Уточнение и расширение словаря по теме. Образование и употребление существительных с суффиксами |
Составление рассказа цепной структуры «Как люди помогают птицам?» |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Февраль
|
Домашние птицы. |
Уточнение и расширение словаря по теме. Образование и употребление существительных с суффиксами |
Обучение составлению рассказа по картине «Птичий двор». |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Февраль
|
Домашние животные и их детеныши. |
Уточнение и расширение словаря по теме. Образование и употребление существительных с суффиксами |
Повторение рассказа-описания о домашнем животном вслед за логопедом с опорой на мнемотаблицу. Составление загадок о домашних птицах. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Февраль 3 неделя
|
Дикие животные и их детеныши. |
Уточнение и расширение словаря по теме. Образование существительных с помощью суффиксов Ят,ята,онок.. |
Составление простых предложений со зрительной опорой. Формирование навыка пересказа сказки со зрительной опорой. Отгадывание загадок о диких животных. Составление загадок о диких животных. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Февраль |
Профессии. |
Уточнение и расширение представлений о профессиях. Уточнение и расширение глагольного словаря. |
Беседа по картине «В магазине» обучение составлению описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Март |
Весна. |
Уточнение и расширение представлений о ранней весне и их признаках. Уточнение и расширение глагольного словаря. |
Учить слушать и отгадывать загадки. Учить составлять загадки о людях разных профессий. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Март 2 неделя
|
Мамин праздник. Профессии. |
Уточнение и активизация словаря по теме. |
Обучение составлению простых распространенных предложений с опорой на картинки. Составление рассказа «Весна» с опорой на графические схемы. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Март
|
Транспорт. |
Уточнение и расширение словаря по теме. |
Составление рассказа «Мамин праздник» с опорой на графические схемы. Беседа о профессиях мам. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Март 4 неделя
|
Первые весенние цветы.
|
Расширение и уточнение словаря по теме «цветы». Употребление простых предлогов. |
Обучение отгадыванию загадок. Беседа по картине. Повторение за логопедом небольшого рассказа. Составление загадок с опорой на схемы |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Апрель 1-2 неделя |
Русские народные сказки. |
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. |
Составление рассказа с использованием опорных картинок .Беседа по картине серии картин. «Цветы для мамы» Обучение пересказу знакомой сказки, передаче её содержания без пропусков и искажений с опорой на серию сюжетных картинок. Драматизация сказки. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Апрель |
Перелетные птицы. |
Расширение, уточнение, активизация словаря по теме. Образование существительных с суффиксами –ат, -ят. |
Обучение полному последовательному пересказу сказки с опорой на сюжетные картинки. Составление простых распространенных предложений с опорой на картинки. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Апрель |
Наш город. Улица. Правила дорожного движения.
|
Расширение и уточнение словаря по теме «Наш город. Моя улица». |
Развитие диалогической речи. Формирование умения отвечать на вопросы по картине. Коллективное составление рассказа об улице, на которой находится детский сад. Придумывание коллективной сказки «Детский сад будущего» |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Май |
Рыбки в аквариуме. |
Расширение и уточнение словаря по теме. |
Отгадывание и толкование загадок о рыбках. Составление сказки о рыбке по моделям. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Май |
Насекомые. |
Уточнение и расширение словаря по теме. |
Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образцу и данному плану. Составление сказки о насекомых по моделям. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
|||||
Май |
Лето. Цветы на лугу. |
Расширение и уточнение словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже. |
Развитие диалогической речи. Составление рассказа «Лето» с опорой на графические схемы. |
25мин |
8мин |
17мин |
текущий |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»